round image on layout top

Камеральная и выездная налоговая проверка – найдите 10 отличий

25 апреля 2017, автор news divider image

Круглова Людмила,

Заместитель директора департамента правового сопровождения бизнеса КСК групп

Многие привыкли, что камеральная налоговая проверка (КНП) – это мероприятия, которые идут в «фоновом режиме», не требуют особого внимания и усилий со стороны проверяемого. Действительно, значительная часть налогоплательщиков, учитывая сроки проведения КНП, постоянно находятся в процессе «камералки», и часто в компании никто, кроме бухгалтера, собственно и не осознает, что в отношении компании ведется какая-то проверка.

Тем не менее, не редкость, когда инспекторы в ходе камеральные проверки осуществляют регулярные активные действия, требующие от налогоплательщика определенной реакции и могущие повлечь, в том числе, негативные последствия.

В каких случаях налогоплательщик может «почувствовать» на себе КНП?

В первую очередь, если отчетность, которую налогоплательщик сдал в налоговую содержит показатели, «не вписывающиеся» в средние показатели, которые устаивают проверяющих. Например, доля вычетов по НДС превышает рекомендованный максимум (эта доля в среднем по России составляет 89%). Или если показатели налоговой нагрузки, доходности и иные показатели претерпели значительные изменения (в сторону ухудшения) по сравнению с предыдущими периодами. В этих случаях инспектор потребует пояснений, предоставления дополнительной информации и документов, вызовет директора или иного сотрудника компании для дачи пояснений, либо на комиссию. Требования о пояснениях налогоплательщик получит также в случае, если автоматическая система, анализирующая отчетность по НДС выявит ошибки, разрывы в цепочке его контрагентов. Это «лёгкий» вариант проведения камеральной проверки, через который проходили, пожалуй, 99% процентов налогоплательщиков.

В случае же если, например, налогоплательщик заявил убытки, а тем более возмещение по НДС, камеральная проверка может по своему наполнению приближается к выездной.

Происходит это потому, что по объему полномочий камеральная и выездная проверки теперь практически не отличаются. Это особенно хорошо видно, если провести сравнение в таблице:

Критерии отличия
Камеральная проверка
Выездная проверка

Предмет и объем проверки
Проверяется правильность исчисления одного налога по одному отчету (декларации) за один период.
Может проверяться правильность исчисления всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик, за периоды, охватывающие три года, предшествующих проверке

Начало проверки
С момента сдачи документа в инспекцию.
С момента вынесения решения о проведения проверки. Попасть под проверку можно после проработки компании отделом предпроверочного анализа.

Срок проверки

3 месяца с даты предоставления отчета/декларации.

По факту контрольные мероприятия могут идти и за пределами 3 месяцев*.

 
Юридически, со всеми приостановками, продлениями и т.п., не должна превышать 9 месяцев. Фактически, средний срок проведения выездной проверки – 11-12 месяцев*.

Место проведения проверки
По мету нахождения налогового органа
Юридически – по месту нахождения налогоплательщика. Но по факту часто инспекторы в офис приходят редко, требуют предоставить заверенные копии, увозят их с собой и работают с ними на своих рабочих местах в инспекции.

 

Мероприятия налогового контроля:

Истребование документов и информации у третьих лиц
Осуществляется (ст. 93.1 НК РФ)
Осуществляется (ст. 93.1 НК РФ)

Истребование документов у налогоплательщика
Осуществляется (ст. 93 НК РФ)
Осуществляется (ст. 93 НК РФ)

Осмотр помещений, принадлежащих налогоплательщику, или занимаемых им, предметов, документов
Осуществляется (ст. 92 НК РФ)
Осуществляется (ст. 92 НК РФ)

Опрос свидетелей
Осуществляется (ст. 90 НК РФ)
Осуществляется (ст. 90 НК РФ)

Выемка документов

Спорный вопрос.

В соответствии со ст. 94 НК РФ — не осуществляется.

Однако исходя из пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ, а также с учетом Письма ФНС РФ от 17.07.2013 №АС-4-2/12837, проведение не исключается.

Судебная практика по вопросу выемки в ходе камеральной проверки противоречива.
Осуществляется ст. 94 НК РФ

Экспертиза
Осуществляется (ст. 95 НК РФ)
Осуществляется (ст. 95 НК РФ)

Инвентаризация имущества налогоплательщика

Спорный вопрос

В соответствии с п. 13 ст. 89 НК РФ – не осуществляется

Однако исходя их пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, проведение не исключается.

Судебная практика и позиция ФНС РФ противоречивы, единое мнение не сформировано.
Осуществляется (п.13 ст. 89 НК РФ)

Повторная проверка
Условно возможна, если повторной проверкой считать проверку уточненной декларации.
Возможна по решению вышестоящего налогового органа

* Оспорить результаты проверки (как камеральной, так и выездной) на том лишь основании, что нарушен срок проверки в целом, в настоящее время практически не возможно. Суды не воспринимают это основание, как безусловное для отмены решения. Однако можно попытаться сами доказательства, полученные за пределами сроков проверки, признать недопустимыми, не имеющими юридической силы.

Как видно из таблицы, главным различием между камеральной и выездной проверкой является объем и срок проверки. ВНП масштабнее и значительнее, как в части проверяемой информации, так и в части сроков проведения. Но даже в этой части можно сделать оговорку: в последнее время мы сталкиваемся с ситуациями, когда проверяя отчет по одному налогу (например, декларацию по НДС), инспектор начинает истребовать документы и пояснения, формально относящиеся к расчету иного налога. Очень важно грамотно отреагировать на подобное требование, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с инспектором, а с другой – не дать ему «лишнюю» информацию, которую в дальнейшем проверяющий использует против налогоплательщика. Поэтому многие наши клиенты, уже наученные прошлым негативным опытом обращаются с подобными требованиями к нам за помощью – опыт взаимодействия с ФНС позволяет сформулировать ответ оптимальным образом и предоставить лишь тот объем документов, который необходим в данном конкретном случае.

Что касается мероприятий налогового контроля, которые инспекторы имеют право осуществить в ходе проверки, камеральная и налоговая проверки уже практически не отличаются друг от друга. И при определенных условиях КНП для налогоплательщика по напряженности, по объему взаимодействий с инспекторами, а также по объему доначислений может оказаться практически идентичной выездной проверке.

Для налогоплательщика это значит, что если есть предпосылки к проведению камеральной проверки в «жестком режиме» (заявлено возмещение, убытки и т.п.), подход к подготовке и проведению (сопровождению) КНП, должен быть не менее тщательным, чем к выездной проверке. Это тем более важно, что «камералка» может стать «спусковым» крючком к проведению в отношении него ВНП. Документы, материалы, информацию, которую собирают инспекторы в ходе камеральных проверок, в дальнейшем используются в ходе выездных. И те недочеты, которые проверяющие допускают при КНП в дальнейшем исправляются в ходе выездных проверок.

Приведу пример из своей практики

По завершении строительства многоэтажного бизнес-центра, наш клиент заявил НДС к возмещению. В возмещении по итогам КНП налогоплательщику было отказано. Однако в решении инспектор не учла ряд важных моментов, увлеклась описанием выявленной, как ей казалось, незаконной схемы уменьшения суммы налога к уплате. Уже на этапе апелляционного обжалования в УФНС нам удалось решение по итогам проверки обжаловать полностью. Тем не менее, мы понимали, что ФНС не простит налогоплательщику те 25 миллионов, которые мы смогли вернуть из бюджета. Поэтому мы настоятельно советовали клиенту привести в порядок документы, не запрошенные в ходе проверки. Именно они, на самом деле, содержали в себе значительные дефекты, которые могли быть основанием для отказа в возмещении. Налогоплательщик внял нашим советом, и всё, что было возможно, исправил. Менее чем через год в компанию пришла выездная проверка. Были проверены периоды, когда шло строительство и заявлено возмещение. В результате 3 миллиона рублей из 25 ранее возмещенных налоговая все-таки доначислила. Если бы в ходе камеральной проверки и по её итогам все выявленные нами проблемы не были отработаны должным образом, доначисление могло быть куда более значительным, по нашим подсчетам не менее 15 млн. руб.

В качестве вывода хочу сказать следующее. По объему полномочий, предоставленных ФНС, Камеральная и выездная проверки практически не отличаются друг от друга. Поэтому КНП, проводимая в связи с предоставлением «нестандартной» отчетности, требует качественного профессионального сопровождения. Халатный подход к такой проверке может повлечь для налогоплательщика массу неприятностей и значительные доначисления.

Источник: КСК групп

Источник: http://abnews.ru/2017/04/25/kameralnaya-i-vyezdnaya-nalogovaya-proverka-najdite-10-otlichij/

Похожие статьи:


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий


Имя: *

Почта: *

Сайт:



bottom round image

footertop right
© Строительство и ремонт