Илья Константинов: Никто не знает, как реализовать на практике право первоочередного внедрения инновационного продукта

Сайт ЗаНоСтрой.РФ рассказывал о том, что в сентябре в выставочном комплексе «Крокус Экспо» проходила выставка «Импортозамещение». Одним из её участников стал комитет по новым технологиям и строительным материалам Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Председатель этого комитета Илья Константинов поделился с журналистами своим мнением по поводу перспектив внедрения в сферу строительства отечественных новаций. На эту тему с ним было опубликовано большое интервью в октябрьском выпуске отраслевого журнала «Строительство».

По словам Илья Ильича, относительно небольшое присутствие на выставке производителей импортозамещающих материалов не означает, что их у нас нет. За последние годы процесс импортозамещения ускорился, однако наибольший выигрыш получают компании, которые уже давно занимались данным вопросом.

Сегодня российский наноцемент, энергосберегающие и отделочные материалы, полипропиленовые трубы для горячего и холодного водоснабжения, канализационные трубы, кровельные материалы находят своего потребителя. «Важно, что производители начинают предлагать не просто новый материал, а полностью готовую технологию, рассчитанную на него. Это помогает потребителю перейти на такую продукцию», – полагает господин Константинов.

Со своей стороны НОПРИЗ также предлагает реальную помощь. Четыре месяца назад в Нацобъединении запустили три реестра: импортозамещающих материалов, инновационных строительных материалов, нормативно-технической документации. Идея реестров – собрать все сведения о производимых в стране импортозамещающих строительных материалах в единую базу. Реестры материалов доступны в виде структурированной базы данных, позволяющей поиск и отбор продуктов по области применения, качественным признакам, полному или частичному зарубежному аналогу для продукции импортозамещения. Таким образом, проектировщики при выборе материала имеют возможность получить унифицированные и достоверные данные бесплатно и без больших затрат времени.

Известно, что инновационный продукт имеет ряд законодательно закреплённых льгот. В том числе право первоочередного внедрения. «Но как его реализовать на практике, никто не знает. Поэтому пока это выглядит, как заявление государства о намерениях. Конкретного указа, приказа, определяющего использование инновационной продукции, нет, – рассказывает Илья Ильич. – Сейчас НОПРИЗ работает с Минстроем и Минпромторгом над нормативным документом, в котором будет прописан механизм реализации льгот для инновационной продукции».

«Другое дело, что само понятие «инновационный» требует точного определения. Мы прописали в своём реестре чёткие критерии инновационности. Один из них – использование продукта не более двух лет. Но многие считают – срок короткий. У большинства разработчиков уложиться в него не получается. Причем главным препятствием является долгое оформление разрешительной документации», – сетует Илья Константинов.

При этом, по его словам, документы в защиту отечественной продукции есть. Однако они не позволяют разработчику быстро получить разрешение на использование нового продукта в строительстве. Времени и сил на это уходит уйма. Отчасти потому, что некоторые решения должны приниматься непременно в Москве, в Минпромторге. Поэтому, было бы правильно перенести эту процедуру в регионы. Тем более природные условия в регионах далеко не одинаковые, и требования к стройматериалам предъявляются разные. С другой стороны – отсутствует прозрачный и чётко прописанный упрощённый механизм «легализации» нового продукта. Производитель порой просто не знает, с какого «конца» начать процесс. «Давно назрела необходимость разработки такой процедуры, единой для всей страны», – уверен эксперт.

Господин Константинов сообщил, что в ближайшее время такой эксперимент начнётся в Санкт-Петербурге. Местные разработчики инновационных материалов смогут получить в Питере все документы, необходимые для внедрения своих новинок. Образцы продукции будут испытываться в Санкт-Петербургских политехническом, архитектурно-строительном, военно-инженерном университетах и ещё нескольких научных организациях города. Механизм предусматривает формирование законченной процедуры ускоренного прохождения документов, начинающейся с подачи организацией заявки и заканчивающейся разработкой и принятием стандарта применения или технического свидетельства с последующим занесением в Реестр инновационных материалов НОПРИЗ. Успешная обкатка механизма внедрения инноваций на площадке Санкт-Петербурга даст возможность для распространения процедуры на всю Российскую Федерацию.

Впрочем, самая главная трудность, по мнению Ильи Константинова, не получить документы. Главная проблема нового материала в России – вы его произвели, так попробуйте добиться, чтобы кто-то его использовал в строительстве! Многие разработчики новых материалов жалуются: строители от их продукции отказываются в пользу импортной. Хотя, иногда эту позицию сложно объяснить. К примеру, Московскому метрополитену отечественный производитель предложил трубы для системы пожаротушения, значительно дешевле используемых немецких. Метрополитен предпочёл импортный вариант, но внятно объяснить причину отказа не сумел. «Нет», потому что «нет».

Беда в том, что и проектировщики, и строители, привыкнув к определённым схемам работы, к одним и тем же поставщикам, ничего не хотят менять. Прочно прижился также стереотип «зарубежное – лучше».

«Впредь мы собираемся анализировать каждый случай отказа от нового российского материала. Говорите, не то качество? А в чём оно заключается? Продукты-конкуренты должны сравниваться в процессе их использования, для чего следовало бы делать экспериментальные участки на объектах, где их собираются применять», – считает председатель комитета НОПРИЗ по новым технологиям и строительным материалам.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем «охотиться» за мнениями экспертов отрасли по поводу перспектив внедрения в сферу строительства отечественных новаций.

Источник: http://zanostroy.ru/news/2016/10/21/5895.html

About Редактор

Смотреть также

Контекстная реклама

Какие есть виды контекстной рекламы?

Контекстная реклама – это эффективный инструмент интернет-маркетинга, который позволяет размещать рекламные объявления на поисковых системах …

Добавить комментарий

Adblock detector